Бытует мнение, что есть существенная разница между реальным ростом цен и официальными показателями инфляции. Чтобы выяснить, так ли это, в 2009 году российская газета «Труд», по аналогии с известным индексом «Бигмака», начала рассчитывать так называемый индекс «Оливье» для уровня инфляции потребительских цен на продукты питания.
[paragraph]
Оценивая стоимость компонентов любимого новогоднего салата, газета ежемесячно выявляет степень обесценивания рубля. «Оливье» был избран в качестве индикатора роста цен неспроста. Дело в том, что в состав салата входит стандартный набор продуктов из ежедневного рациона питания – мясо или колбаса, свежие и консервированные овощи, яйца.
[paragraph]
[paragraph]
Итак, мы располагаем ценами на ингредиенты за ноябрь и декабрь 2012 года, предоставленными одним из гипермаркетов Минска. Берем стоимость килограмма по нижнему и верхнему уровню, а уже из полученных общих сумм вычисляем среднее арифметическое и разницу.
[paragraph]
Продукт |
Количество по рецепту, г/шт |
Цена в ноябре, тыс. руб |
Цена в декабре, тыс. руб. |
Колбаса вареная «Докторская» |
500 г |
22,5 – 31,25 |
22,0 – 29,0 |
Горошек зеленый консервированный |
1 банка |
7,59 – 12,0 |
7,5 – 12,5 |
Огурцы маринованные (за банку 650 г) |
300 г |
16,0 |
16,0 – 18,0 |
Яйца |
5 шт |
6,0 |
6,0 |
Картофель |
300 г |
0,6 (2,0 за кг) |
0,89 (2,95 за кг) |
Морковь |
150 г |
0,42 (2,78 за кг) |
0,45 (3,01 за кг) |
Лук |
100 г |
0,4 – 0,57 (3,89 – 5,65 за кг) |
0,4 – 0,57 (3,89 – 5,65 за кг) |
Майонез |
200 г |
5,05 |
4,0 – 6,0 |
Итог |
|
58,56 – 71,89 |
57,24 – 73,41 |
Среднее арифметическое |
|
65,230 |
65,330 |
Таким образом, по сравнению с ноябрем, «Оливье» подорожал, но всего лишь на 100 рублей. По этому индексу уровень инфляции составляет 100,15%, что означает подорожание на 0,15%. Как видно из таблицы, цена повысилась, прежде всего, на свежие овощи. Но так как этих ингредиентов в салате много не требуется и они достаточно дешевы, то на общую стоимость набора это повлияло незначительно.
[paragraph]
Теперь сравним результаты нашего маленького исследования с данными Белстата. В пресс-релизе об оценке индекса потребительских цен по состоянию на 11 декабря 2012 года ведомство приводит следующие цифры. За период с начала месяца к средним ценам ноября 2012 года индекс потребительских цен на товары и платные услуги составил 100,7%, то есть они в целом стали дороже на 0,07%: картофель подорожал на 12,3%, морковь – на 7,6%, лук репчатый – на 5,9%, куриные яйца – на 0,4%.
Впрочем, белорусу всегда будет хватать денег на самый праздничный салат.
[paragraph]
[title]Любопытно[title]
Другой пищевой индекс – «Бигмака» – используют для оценки покупательной способности валют и определения реальных обменных курсов в разных государствах. Такие исследования британский журнал «The Economist» ведет с 1986 года. Знаменитый бутерброд стал своеобразным эталоном по двум причинам: McDonald's представлен в большинстве стран мира, а сам бигмак содержит достаточное количество продовольственных компонентов (хлеб, сыр, мясо и овощи), чтобы считать его универсальным слепком успешности народного хозяйства. Индекс «Бигмака» – лучший способ увидеть несоответствие стоимости валют в странах с похожим уровнем дохода.
Мария Сысой, специально для Oede.by