Фуд-фотограф рассказывает об управлении светом и отношении к еде

Начать решили с мини-допроса, чтобы попытаться разобраться, что за чем следует в жизни человека, который посвятил ее предметной съемке в такой близкой и понятной нам области, как еда.
Родился Родион в Могилеве, вырос в России. В детстве любил придумывать истории, фантазировать, рассматривать книги про путешествия. Любимая книга была про Москву. Там было много фотографий Москвы – вид сверху. С помощью лупы он рассматривал и искал людей и придумывал про них истории. Еще был любимый конструктор. В восемь лет планировал стать летчиком, но выучился на управленца, о чем успешно позабыл, чтобы по призванию стать фотографом.
Родителям удалось привить чувство прекрасного. Меня не отдавали в музыкальную школу, я не ходил в детский сад, не ездил в лагеря, я не ел за общим детским столом. Мама решила, что ее ребенок должен быть рядом. Родители во многом себе отказывали, но, при этом, ни в чем не отказывали семье. Да, я не был заграницей, до 23 лет не видел моря, не бывал в каких-то невероятных городах, но родители водили меня в музеи, театры, я все это впитывал.
Кто научил тебя готовить?
Никто не учил меня готовить. Думаю, все началось тогда, когда мама сажала меня маленького на одеяло в кухне, готовила и рассказывала поэтапно, что она делает. Смотри как интересно, я никогда не относился к готовке, как к тому чему нужно учиться, чтобы приготовить еду. Передо мной никогда не стоял вопрос, что поесть. Я открывал холодильник, что-то готовил и ел.
Пельмени с колбасой, мне было шесть. Мы с другом решили сделать сибирские пельмени. Папа не дал нам мяса, побоялся, что мы сырого наедимся, но дал колбасу. Не помню, откуда появилось тесто, но помню, что мы старательно лепили, варили и ели пельмени.
Когда ты понял, что еда может быть красивой?
Это был какой-то десерт в кофейне в Бобруйске, где я незапланированно остался. Я снял этот десерт на телефон. Совершенно случайно оказался красивый свет, совершенно случайно – красивый объект. По-моему, мне просто повезло.
Только сейчас я понимаю, что меня всегда интересовало все визуальное. Я очень любил рисовать, но не умел.
Кто первым похвалил твое фото?
Один ресторатор в Могилеве. Сейчас у него совершенно другой бизнес. Это из того, что я запомнил. Друзья всегда говорят, что все красиво, им верить нельзя (смеется).
В 2008 компания, в которой я работал, предложила разместить мои фотографии в своем VIP календаре и заплатила мне гонорар. Это были первые серьезные деньги за фуд-фото.
В твоем профессиональном становлении был момент, когда ты почувствовал острую нехватку образования в области фотографии?
Не было такого момента. Я по сути своей ненасытный в обучении и мне всегда не хватает знаний. Я ищу, не сплю, трачу деньги, изучаю, придумываю, я добываю и теоретические знания, и практические навыки.
Я ее ем (смеется). У меня простые отношения с едой. Нет никаких секретов или трепета, я не благоговею перед дорогими ресторанами и звездами Мишлен, мне не дано. Мне нужно больше чувств, чем просто удовольствие моих вкусовых рецепторов от вкуса. Мне нужна атмосфера, окружение. Я и фотографии свои стараюсь делать маленькими историями. Освещением, предметами, поверхностями, вещами, оставленными в кадре. Но, я развиваюсь, чтобы больше понимать в кулинарии. Мне кажется, я мог бы быть поизысканнее. Я посещаю рестораны, общаюсь с поварами, учусь. Из любого такого общения я что-то приношу домой. Мне неинтересно прийти домой и просто повторить рецепт, мне нужно повторить навык. Мне неинтересен рецепт, но навык шинкования, карамелизации – это мне интересно, это позволит мне знать больше о кулинарии.
Еда для фотографии готовится как-то по-особенному?
На самом деле все зависит от того, для чего ее снимаешь. Есть четкие задания. Если клиент хочет показать свой бульон прозрачным и с кусочками овощей – мы делаем это любыми средствами, потому что это реклама. В то же время в Европе совсем иной подход. Когда я в Австрии снимаю меню для ресторана, или книгу повара, то это должна быть естественная еда, натуральная, в крайнем случае – она будет чуточку недоготовлена. Вот там мне много раз давали по рукам, когда я хотел использовать глицерин или лак. Когда ты работаешь с теми, кто занимается едой, то появляется уважение к еде, понимание еды. Понимание того, что я должен снять это не просто аппетитно, но я должен снять это правдиво и во всей красе.
Бывает неправильно приготовленная еда или плохо поданная.
Я считаю овощное рагу нефотогеничным.
Смотря как его снимать. Положи его в казан, поставь его на обсмаленный противень, немного достань из духового шкафа, сделай смешанное освещение, вставь руку в кухонной рукавице, как будто только что приготовила рагу и достаешь его – и история оживет, и каким бы не было рагу, оно понравится.
Обращаешься ли ты за вдохновением к живописи? Какие натюрморты тебя впечатляют?
Вся голландская школа живописи. Я всегда смотрю на детали, на блики, на свет. Все делает свет! Я перенимаю технику.
Да, вполне.
Родион, какие ошибки допускают начинающие фуд-фотографы?
Они не видят свет и зацикливаются только на расставлении предметов в кадре. Это самое главное. Его либо видишь, либо нет. Есть еще одна ошибка – они слишком сильно влезают в еду, тем самым стирая картину, а показывая макро составляющую. Ошибка также то, что они используют максимальные диафрагмы там, где это совершенно ненужно.
Ты снимал мастер-класс итальянского шефа, ресторан которого получил одну звезду Мишлен в Первой кулинарной школе Oede. Было интересно?
Да, конечно. Я общался с профессиональными поварами, видел новые способы подачи, я познакомился с замечательными людьми.
Заграницей ты посещал кулинарные школы?
Да, посещал. Никаких особых отличий с Первой кулинарной школой Oede я не обнаружил. Всюду собираются люди, следом их приводят в кухню-аудиторию и перед ними выступают повара. Ну, или у каждого рабочее место, и повар рассказывает и помогает каждому готовить.
Родион, дай начинающим фуд-фотографам свои профессиональные советы.
✔ Не пытайтесь сразу накупить разной техники. Самая дешевая камера, с которой ты умеешь работать гораздо лучше, чем самая дорогая техника, с которой не умеешь обращаться. Покупать только то, до чего профессионально дорос и знаешь, какой результат принесет покупка.
✔ Прежде чем купить. Взять эту вещь в аренду и попробовать.
✔ Учиться видеть свет, композицию.
✔ Обязательно пересматривать 100 фотографий известных мастеров в день, чтобы понимать, почему они так делают.
✔ Вкладывать деньги в образование. Помнить, что одну и ту же вещь разные люди могут знать по-разному.
✔ Обязательно научиться готовить, чтобы понять всю эту кухню (смеется).
✔ Изучить еду и ее историю. Прежде, чем ехать на съемки пиццы, узнать о ней все: историю, методы приготовления, способы приготовления.
✔ Самое важное – научиться управлять светом.
Фото еды: Родион Ковенькин
Понравилась статья?
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе кулинарной жизни мира!