Неделя цветоносная или Вербное воскресенье
Шестая неделя (т.е. воскресенье) Великого поста называется неделей Ваий («пальмовых ветвей»), она же – Неделя цветоносная, или, в русской традиции, – Вербное воскресенье. В этот день Православная Церковь молитвенно вспоминает торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, явившийся преддверием Его крестных страданий, смерти и воскресения из мертвых. Встречавший тогда Спасителя народ ликовал, восклицая: «Осанна (т.е. спаси нас), Сын Давидов, Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!» Одни клали Ему под ноги свои одежды, другие резали финиковые ветви и устилали ими путь. Однако в то время как народ радовался, Христос скорбел, зная, что эти же люди уже через несколько дней будут выкрикивать совсем другие слова: «Распни, распни Его».
В православных храмах в этот торжественный день совершается праздничная Божественная литургия, по окончании которой священник совершает освящение вербных ветвей, символизирующих собой крест, на котором пострадал за нас Иисус Христос. Красный цвет вербы говорит о крови Спасителя, пролитой на кресте. Тот факт, что ветка является не сухой, а распускающейся, наводит на мысль о воскресении Христа из мертвых.
Что же касается уставных предписаний относительно питания на предстоящей седмице (недели в нашем понимании), то они следующие: в будние дни днем ничего нельзя есть. Только вечером разрешается подкрепить себя вареными злаками, но без добавления растительного масла. В субботу, помимо указанного выше, можно вкушать растительное масло, морепродукты, а также рыбную икру. В сам день праздника (в Вербное воскресенье) разрешается употребление в пищу рыбы. Если же у кого-то нет возможности соблюдать пост в полной мере, то, в таком случае, можно посоветоваться со священником и взять у него благословение на послабления, например, вкушение во все дни седмицы рыбы или даже молока, если того требует слабое здоровье. Как писал по этому поводу великий подвижник благочестия святой Феофан Затворник, живший в 19 в.: «О том, что пришлось прибавить в пище, не жалейте. Не надо привязываться даже к святым правилам, а распоряжаться ими разумно». «Относительно пищи во время лечения: можно принимать ее по предписанию докторов, не в угодие плоти, а как пособие к скорейшему излечению. Строгость же можно соблюдать и при принятии скоромной пищи, именно принимать ее в меньшем количестве… Пища всякая полезна, лишь бы была не порченная, а свежая и здоровая».
бакалавр богословия Александр Волков
Постное меню
Понравилась статья?
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе кулинарной жизни мира!