Почему русские художники рисовали селедку вместо икры и лук вместо персиков?

26 ноября 2013
3
Почему русские художники рисовали селедку вместо икры и лук вместо персиков?
Тема еды стара, как мир. Она воспета многими художниками и писателями. И, если на ум приходит лишь девочка с персиками, пробел в знаниях стоит восполнить. Как это сделать, разузнала корреспондент Первого кулинарного портала Oede.by?

Моду на изображение еды ввели голландцы в XVII веке. Отечественные художники обратились к этой теме во второй половине XVIII столетия. В русской живописи жанр натюрморта развился под влиянием голландской школы живописи восемнадцатого века. Но до конца девятнадцатого(!) века этот жанр считался «низшим». Тем не менее, художники продолжали творить, создавая истинные шедевры. Взять хотя бы картины известного русского натюрмортиста Ивана Хруцкого «Натюрморт со свечой» (1830 год).
 

Иван Хруцкий - «Натюрморт со свечой», 1830 год
Пиры бояр в средневековой России отличались своей роскошной сервировкой и разнообразием блюд, они приводили в изумление не только русскую знать, но и иноземцев. Многие художники XIX века бесконечно много раз возвращались к «боярской» теме и создавали эффектные полотна, наполненные историко-этнографическими подробностями. Константин Маковский получил наибольшую известность среди таких мастеров. Его картина «Поцелуйный обряд» (1895 год) сюжетно связана со знаменитым романом Алексея Толстого «Князь Серебряный».
 

Константин Маковский - «Поцелуйный обряд», 1895 год
А вот басня Ивана Крылова вдохновила известного художника Андрея Попова на написание картины «Демьяново ухо» (1856 год). На ней изображена крестьянская трапеза. В ней нет ничего, похожего на боярское застолье, однако картина повествует о том, что русские обычаи потчевать гостя с особым усердием, превращают застолье в… пытку.
 

Андрея Попов - «Демьяново ухо», 1856 год
Сложно умолчать о самом пышном и богатом столе в крестьянской среде – это свадебный стол! Примером служит картина Андрея Рябушкина «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891 год). Представители более высоких сословий могли себе позволить отметить бракосочетание и любой другой праздник в ресторане. Прекрасно передает атмосферу подобного застолья Илья Репин в картине «Юбилейный обед» (1893 год).
 

Лукиан Попов - «Своя компания», 1904 год
Хочется отметить как выглядели застолья в кругах литераторов и художников, так называемой богемы. Столы на полотнах Лукиана Попова, который специализировался на подобных изображениях, например «Своя компания» (1904 год) уставлены бутылками, посудой, закусками. Что может более наглядно продемонстрировать, какой яркой и размашистой жизнью наслаждалась русская интеллигенция в последние годы существования Российской Империи?
 

Кузьма Петров-Водкин - «Селедка», 1918 год
Но пришло время, и Первая Мировая война вместе с революцией положили конец этому празднику жизни. В последующие голодные годы гастрономическим символом стала селедка вместе с ржаным черным хлебом. Эта «героиня» стола предстает в скромных лаконичных натюрмортах. Владимир Малагис рассказал о ней в полотне «Натюрморт с селедкой» (1925 год), а Кузьма Петров-Водкин в картине «Селедка» (1918 год), да и Зинаида Серебрякова изобразила селедку на полотне «Селедка и лимон» (1920-1922 годы).
 

Зинаида Серебрякова - «Селедка и лимон», 1920-22 года
И вот мы уже в двадцатом веке! Именно это время в России принято считать расцветом жанра натюрморта. Творчество «русских сезаннистов» – участников объединения «Бубновый валет» представлено произведениями Петра Кончаловского – «Поднос и овощи» (1910 год), Аристарха Лентулова – «Натюрморт. Самовар» (1913 год), Алексея Моргунова – «Мясная лавка» (1911 год), Александра Шевченко – «Завтрак» (1916 год). Это уже роскошные натюрморты с фруктами и овощами, мясом и рыбой, хлебом и посудой, которые обретали декоративность, свойственную народному искусству.
 

Аристарха Лентулов - «Натюрморт. Самовар», 1913 год

Алексей Моргунов - «Мясная лавка», 1911 год
Послевоенное советское искусство открыло заново тему «гастрономии». Она была представлена развитием полнокровного реализма в духе Петра Кончаловского и Аркадия Пластова «Всякая снедь» (1953 год), а позже – Владимира Стожарова – «Натюрморт с квашней», «Чай с калачами» (обе – 1972 год).
 

Владимир Стожаров - «Натюрморт с квашней», 1972 год
Но была и обратная сторона развития натюрмортов и жанровых сцен, обретшая черты, характерные для послереволюционной эпохи. Яркими примерами служат работы Юрия Васнецова – «Праздничный стол» (1956-1961 годы), Анны Лепорской – «Натюрморт с рыбой» (1950 год), Владимира Татлина – «Лук» (1949 год) и «Редиска» (1951 год).
 

Владимир Стожаров - «Чай с калачами», 1972 год
Темы и сюжеты, связанные с едой и сегодня продолжают возбуждать творческий аппетит художников, которые работают в разных жанрах и материалах, включая фотографию и видео-арт.

И в этом можно убедиться. В Корпусе Бенуа Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, 27 ноября, откроется выставка «Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея». Где впервые тема еды станет предметом отдельной выставки. В экспозиции будет представлено более 200 произведений из коллекции Русского музея и частных собраний – от скромных трапез до роскошных пиршеств, скульптуры, большие царские сервизы, изысканно оформленные меню придворных и аристократических обедов и многое другое.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе кулинарной жизни мира!


ИЛИ
Ключевые слова: Романтический ужин
Комментарии: 3
бедный студент стас
26 ноября 2013 18:29
я начинающий художник, еду рисовать не так то просто ... особенно когда ты голоден и тебе приходиться рисовать такой натюрморт как половину швецкого стола ! :)
жанна
26 ноября 2013 18:30
аххаха)эй художник приходи ко мне накормлю с:
Гость
05 ноября 2014 13:31
Интересная статья...спасибо... родные мотивы...Джуппе Арчимальдо забыли ...родоначальник.....и натюрморты К араваджо...
O:-) :-) :-( ;-) :-P 8-) :-D :-[ O_O :-* :( :-X >:o :-| :-/ *JOKINGLY* ]:-> [:-} *KISSED* :-! *TIRED* *STOP* *KISSING* @}->-- *THUMBS UP* *DRINK* *IN LOVE* @= %) *WASSUP* *BRAVO* *ROFL* *PARDON* *NO* *CRAZY* *DONT_KNOW* *SORRY* *YAHOO* *DANCE* *HELP* *OK* *m* *HELLO* *ACUTE* *BYE* *WRITE* *WALL* *YES* *SCRATCH*
Оставить комментарий

Самое свеженькое

Загрузить еще
Журнал «Корона» «Женский журнал» Журнал «Корона» «Женский журнал» Журнал «Корона» «Женский журнал» Журнал «Корона» «Женский журнал»

Общество с ограниченной ответственностью "Оеде Бай"
Наш юридический адрес: 220007, г. Минск, ул. Фабрициуса, д. 8, пом. 67
Свидетельство о государственной регистрации выдано Минский горисполкомом за № 193388249